Неуловимые мистики Shabazz Palaces

10750
0

Cамый большой хайп последнего времени — загадочные Shabazz Palaces. Их психоделический аддиктивный хипхоп спродюсирован настолько авесомно, что услышь его Джей Дила, он бы немедленно их короновал с почестями.

Позаимствовавшие свое название в исламской мифологии Shabazz Palaces ошеломительно дебютировали в мае 2009 года, выпустив сразу две заряженные ипишки. Информация о том, кто стоит за самым инновационном хипхоп-проектом последнего времени тщательно скрывалась. Однако, хипхоп-ценители не могли не распознать прыткую «платиновую» читку Ишмаеля 'Иша' Батлера ака Баттерфлая.

«Сынок красотки Барбары» или «Palaceer Lazaro», как он сам себя величает, на деле является MC-обладателем Грэмми, прославленным продюсером и кузеном Gonjasufi, а в прошлом главным действующим лицом трио Digable Planets, оба альбома которых — расслабленный как член Хью Хеффнера межпланетный Reachin' (A New Refutation of Time and Space) и гипно-джазовый Blowout Comb — принято считать классикой золотого века хипхопа.

Смутивший белых фэнов воинственно-афроцентричный уклон стал главной причиной коммерческого провала второй пластинки, вскоре после выхода которой Digable Planets распались, предприняв в дальнейшем пару безуспешных попыток воссоединения.

 

Сразу после распада Digable Planets, бывшие участники пытались найти себя в сольных карьерах. Батерфлай, в частности, записался фитом к памятному треку Camp Lo «Swing». В 2003 он же объявил о планах выпустить сольный альбом «Ishmael Since 1999», но вместо этого Ишмаель выпустил равнодушно принятый публикой альбом «Bright Black» в коллаборации с хипхоп/соул/рок группой Cherrywine.

В 2008, Батлер был замечен вдыхающим дым в конце клипа Jake One на песню «Home» — оды классическому хипхоп-саунду Сиэттла. Тогда еще никто не мог предположить, что это двухминутное камео, на котором Батлер появляется с наполовину седой бородкой в вызывающе-скромной бомберке LRG и свидетельствующих о сохранившемся нюхе на стритфэшн пижонских лакированных хайтопах, знаменует собой один из самых феерических камбэков в истории хипхопа.

Две фа́кин бри́ллиантовые пластинки Shabazz Palaces появились в тщательно поддерживаемой атмосфере таинственности — на обложках альбомов отсутствуют их тайтлы (не говоря уже о какой-либо информации об исполнителях), зато есть инспирированная арабской вязью типографика, ятаганы, всадники на верблюдах и минареты. Оформленный в том же сказочном восточном ключе сайт Shabazz Palaces также не содержит никакой информации об исполнителях. Батлер настойчиво попросил журналистов поддержать его в желании сохранить анонимность, стремясь обнулить творческую карму и аннексировать место на айподах у нового поколения хипстеров, ничего не знающих о его прошлых заслугах.

Действующая на подсознание лирика Shabazz универсальна: «Find out who you are and see it/Find out what you are and free it/Find out who you love and need it/Find out what you can and be it». Перекраивающий весь музыкальный ландшафт Сиэттла, местный доморощенный хипхоп, годами строивший себя на противопоставлении/подражании ребятам из Bay Area или Бруклина, наконец выкристаллизовался в самобытное явление, прочно утвердившееся на хипхоп-карте США как место силы, с которой отныне нужно считаться. Множество ярких явлений сиэттлского хипхопа, каких как богемные Champagne Champagne, THEESatisfaction и OC Notes — все были взрощены Батлером.

О том, что Ишмаел наконец нашел себя свидетельствует и то, что Digable Planets, забыв о прошлых творческих разногласиях, примирились и с 2009 вновь начали выступать вместе. Во время гастролей с «I'm Cool Like That Tour» в Осло Батерфлай и Doodlebug нарвались на интервью местному MTV. Ведущая, полагая, что перед ней какие-то архаичные легенды из 90-х и, очевидно, не подозревая о том, оказалась бок о бок с человеком, который сам определяет хип-хоп тренды на ближайшие 10 лет, начала задавать вопросы, касающиеся их восприятия современного хипхопа, «наверное сильно изменившегося с момента выпуска ими первого альбома». Жевавшей яблоко и успешно отмалчивавшийся Батлер лишь ухмылялся, выслушивая вопросы о творческих планах и новых альбомах, при этом ни он, ни Дуглбаг ни словом не проговорились про Shabazz Palaces. Это всё равно, что Билла Гейтса бы приняли за рядового пользователя и начали бы рассказывать ему о возможностях Windows.

Помимо Батлера, в проекте принимают участие еще два не менее эксцентричных персонажа. Первым, фо шизл, стоит упомянуть участника легендарного хип-хоп коллектива C.A.V.E, музыканта и продюсера из Зимбабве — Tendi, выступавшего в своё время на подсосе у Снуп Догга и Слик Рика, а сейчас разбавляющего нативными перкуссиями каскады гличхопа в треках Shabazz. Silk ака Dougie, представитель центрального дистрикта Сиэттла, служащий этаким испытанным улицами дополнением к Батлеру, уравновешивая его притчи своими увесистыми расставляющими нигеров по местам стейтментами, не оставляющими сомнений в непоколебимости его street cred.


Треки Shabazz это краткий курс гетто-этикета и программа выживания в трущобах, доставленные в мрачной упаковке душераздирающих граймовых риддимов и суровейших клэпсов из середины 80-х. Первая ипиха открывается притчей под названием "kill white t, parable of the nigga who barrels stay hot, made by hardkings@freecasino .blk". Все тюнсы с этой EP имеют похожие длинные, бессмысленные на первый взгляд и не умещающиеся на экранчиках плееров названия.

Вторая пластинка не продолжает традицию сложносочиненного нейминга, в остальном являясь стилистическим отражением первой, не уступая ей ни в плотности читки, ни в глубине текстов, в целом поддерживая концептуальную целостность. Треки Shabazz Palaces полны не чуждых назидательности историй о заблудших наркоманах, азартных играх, нечестных полицейских, дилерах, пушках, бабках, сосунках, сопротивлении системе и пр. С каждым следующим прослушиванием слушателю открываются всё новые измерения, а безобидные на первый взгляд рифмы, претерпев множество итераций, приобретают неожиданный новый смысл.


Возникнув в условиях экономического коллапса, когда улицы вновь заполняются огнестрелами, подобные бунтарские госпелы резонируют сильнее, чем любой мнимый «насущный рэп» и оказываются востребованнее беззаботного «пати-рэпа». Shabazz Palaces источают гипнотическую энергию, вместо того, чтобы взрывать районы потными бунтарскими манифестами они заряжают одним своим королевским расслабленным присутствием.

Проникнуться потусторонней эстетикой Shabazz поможета аллегорический видеоряд их снятого совсем недавно бесспорно артового клип-фильма под нарезку из нескольких треков, который легко может погрузить зрителя в транс.

Обязательный must listen — лайв Shabazz Palaces в эфире местного сиэтлского радио KEXP в рамках очередного выпуска передачи Street Sounds. В студии KEXP шабазз-крю, помимо небольшой интродукции, тарабанили по пэдам сэмплера Akai, выбивая на свет запинающиеся барабаны, обрывки вокала, рев сирен, вплетая по ходу свою фирменную выпендрежную читку, одновременно шутливую и глубокую.

Часть 1

Часть 2

Часть 3 (+ караоке)

Также заслуживает внимания дебютное выступление Shabazz Palaces, которое состоялось в клубе Neumos Crystal Ball and Reading Room в Сиэттле 8 января 2010. Очевидцы свидетельствуют, что когда Shabazz Palaces пыхтя выперлись на сцену, «души собравшихся в клубе наполнились вибрацией, свидетельствующей, что на их глазах будет происходить нечто»! Вот несколько записей с этого воистину хрестоматийного лайва.

Go Shabazz! Crack dat whip!

Официальный сайт Shabazz Palaces
Shabazz Palaces on Facebook

Фидбэк